Минюст России проверит, не нарушают ли права граждан региональные "коронавирусные" НПА
WindNight / Depositphotos.com |
Правительство РФ дало ряд поручений по итогам заседания президиума Координационного совета по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (поручение Правительства РФ от 2 июня 2020 г.).
В частности, Минюсту России, Минздраву России и Роспотребнадзору поручено проанализировать практику применения нормативных правовых актов (в том числе указов мэра Москвы), принятых в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории России, обратив особое внимание на положения, в наибольшей степени затрагивающие права и интересы граждан. Эта работа должна быть проведена совместно с правительством Москвы и экспертным юридическим сообществом.
Доклад о результатах должен быть представлен в Правительство РФ до 8 июня 2020 года.
Напомним, что юридическое сообщество уже много недель пытается обратить внимание на пробелы и недостатки "пандемичного" регулирования (вируспруденции). Например, административные иски об оспаривании региональных актов о введении режима повышенной готовности (РПГ), ограничении свободы передвижения были поданы во многих субъектах РФ. Однако региональные суды не спешат с рассмотрением этих дел по существу, а некоторые из опубликованных отказов вызывают у юридического сообщества лишь новые вопросы (мы рассказывали о решениях Мосгорсуда, Брянского и Оренбургского облсудов) .
Помимо, собственно, ограничительных мероприятий, недоумение юристов вызывают и ряд "пандемичных" поправок в региональные законы об административных правонарушениях. Например, свежие поправки в столичный КоАП грешат сразу против нескольких положений федерального Кодекса:
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
- вводят ответственность за нарушение требований московского режима повышенной готовности. Однако ограничения конституционных прав граждан, которые введены Указом Мэра, – и именно на этом настаивал Мосгорсуд, отказывая в иске о незаконности "самоизоляции", – основаны на нормах федеральных законов. Следовательно, неисполнение требований Мэра, проистекающих, однако, из федерального законодательства, и рассматривать нужно как нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законодательством. А ответственность за такое может вводиться исключительно федеральным КоАП, а не региональным. И она, кстати, есть, – это ст. 20.6.1 КоАП;
- вводят фото- и видеофиксацию нарушений РПГ с оформлением сразу постановления о назначении штрафа, без составления протокола об административном правонарушении. А такое регионам разрешено делать исключительно для правонарушений в области благоустройства, а вовсе не общественного порядка;
- кроме того, эта же московская норма предусматривает наказание москвичей, тоже без протокола, лишь по данным электронной слежки (пресловутое мобильное приложение "Социальный мониторинг), а такая "цифровая" фиксация нарушений в федеральном КоАПе даже не упомянута. При этом порядок производства по делам об административных правонарушениях находится в исключительной компетенции федерального законодателя, и регионы не могут этот порядок изменять, "оцифровывать" и всячески модернизировать;
- московский КоАП позволяет отправлять автомашины нарушителей РПГ, застигнутых в момент нарушения в своем автомобиле, на штрафстоянку. Однако КоАП РФ разрешает задержание автомобилей только в строго определенных случаях, по закрытому перечню правонарушений, среди которых нет даже ст. 20.6.1 КоАП РФ, не говоря уж ни о каких региональных составах.
Отметим, что административный иск против "коронавирусных" поправок в московский КоАП уже лежит в Мосгорсуде, следующее заседание назначено на 11 июня (дело № 3а-3878/2020). Однако даже истцы в своих интервью не проявляют особенного оптимизма, как минимум, об исходе рассмотрения дела в первой инстанции.